Blizzard.kz - купоны и скидки  сдается место размером 88*31 под рекламу на сайте Новой Бухтармы nbvko.ru

Gold Line International - система финансовой взаимопомощи  сдается место размером 88*31 под рекламу на сайте Новой Бухтармы nbvko.ru
18:50, Четверг
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мы в соц.сетях


Наш опрос
    Что для Вас значит Новая Бухтарма?
    

Всего ответов: 332
История формирования казанской диаспоры Алтайского (горного) округа - 15.04.2012
Статья платная, но вот "кусочек" с нее, в котором упоминается о Бухтарме. Источник : http://123diplom.ru/item/items40731.html

Выдержки из работы:
Появление в долине Бухтармы новых многочисленных групп казахов привело к обострению отношений с местным населением и вылилось в ряд вооруженных столкновений. Лишь после вмешательства командующего войсками Семипалатинской области киреевцы в начале августа 1879 г. откочевали с урочища Укок, при этом большая часть рода Кобош откочевала на р. Чую, а часть аулов Джелкаши вернулась за границу. Дело о выселении казахов за пределы России принимало все более серьезный оборот и рассматривалось непосредственно генерал-губернатором Западной Сибири Н.Г. Казнаковым, который категорически заявлял, что даже временное пребывание в российских пределах неподданных казахов противоречит существующим договорам с китайским правительством и кроме того "не может доставить нам никакой выгоды, а напротив служит источником хищнических набегов на соседние селения Алтайского округа"21. Киреям было предписано немедленно покинуть пределы России, а семипалатинскому губернатору были даны полномочия применить для выселения китайских казахов в случае сопротивления оружие. Н.Г. Казнаков говорил о необходимости привлечения к процессу выселения казахов с российской территории и китайские власти, в частности советовал семипалатинскому губернатору координировать с властями Тарбагатайского округа действия о переселении киреев в Китай.
Ситуация на Бухтарме оставалась крайне сложной. Вспоминая о своем посещении в 80-е гг. XIX в. Бухтармы, Н. Ядринцев писал, что "мы явились на Бухтарму как раз во время острых отношений с киргизами... везде жаловались, что киргизы отгоняют скот и лошадей... киргизы в свою очередь жаловались на крестьян... разобрать что-либо было трудно; видно, что здесь шла ожесточенная взаимная месть, точно мы присутствовали в эпоху XVII или XVIII столетия"22. Обострение отношений началось после первого крупного выселения казахов с Бухтармы в 70-е гг. XIX в. Именно тогда "киргизы начали беспокоить крестьян и отгонять из деревень лошадей. Иначе они начали войну при помощи баранты или отгона скота. Рассерженные крестьяне кидались в погоню, брали у первых попавшихся киргизов лошадей в счет своих"23. При этом казачьи офицеры и уездные власти, которые должны быть на защите и охране прав собственности алтайских крестьян, при расследовании дел, по мнению крестьян, покровительствовали казахам. Видя столь серьезное положение дел, свидетельствующее о глубоком этническом конфликте, Н. Ядринцев отмечал "странное размежевание" административных инстанций. "Семипалатинское начальство заведывавшее киргизами всегда брало их сторону, вероятно потому, что волостные киргизские начальники давали подарки. Крестьяне же на Бухтарме принадлежали к Томской губернии, потому не находили защиты у казаков и областных властей"24. В этом и проявлялось противоречие двух губернских администраций, когда семипалатинские власти не стремились к разрешению конфликта, а томские не способны были решить его самостоятельно.

Вопрос об управлении Бухтарминским краем подробно рассматривался в работах Н.И. Разгон25. В 70-90-е г. вопрос об административном устройстве южных районов Алтайского горного округа прилегающих к Семипалатинской области находился в центре внимания центральных и местных ведомств. По мнению Н.И. Разгон, именно жесткая линия Кабинета, стремившегося не допустить отчуждения земель округа в пользование казахов, привела к тому, что даже умеренные проекты семипалатинской областной администрации полностью отвергались Кабинетом, хотя порой находили поддержку у местной ведомственной бюрократии.

В 1879 г. военный губернатор Семипалатинской области для улучшения управления Бухтарминским краем предложил образовать Алтайский уезд, в состав которого бы входили некоторые волости Усть-Каменогорского уезда и Бийского округа, или особый участок с присоединением его в административном подчинении Усть-Каменогорскому уезду.

По мнению военного губернатора Семипалатинской области, одной из наиболее важных причин миграции казахов юго-восточной части Усть-Каменогорского уезда в китайские пределы были постоянные столкновения их как с крестьянами, так и с алтайцами. Эти конфликты связаны были также с запутанностью и чересполосицей административной границы Семипалатинской области и Томской губернии. Власти области и губернии в отношении управления Бухтарминским краем были поставлены в невыгодные условия. С одной стороны, все крестьянские поселения в долине р. Бухтармы находились на значительном расстоянии от центра управления: от губернского г. Томска - 1250 верст и от окружного г. Бийска - 900 верст. Ближайшим представителем административной власти в Бухтарминском крае со стороны Томской губернии являлся заседатель 3-го участка Бийского окружного полицейского управления, имеющий становую квартиру в селе Верх-Ульбинском (Согра) в 10 верстах от г. Усть-Каменогорска. Участок этого заседателя был разделен на две части. Бухтарминская долина составляла вторую часть участка, отделенную от первой - Бухтарминской казачьей линией, сообщение с эти участком для заседателя было крайне затруднительно, так как дорога большей частью пролегала через горные перевалы, которые осенью и весной становились практически непроходимыми из-за снежных заносов. Однако и со стороны административного подчинения данной территории Семипалатинской области имелось, по мнению семипалатинского губернатора, немало трудностей. Большая часть казахских волостей Усть-Каменогорского уезда располагалась на левом берегу р. Иртыша, в связи с чем уездный управитель не мог постоянно находиться в Бухтарминском крае.

Проведение границ в данном регионе, не учитывавшее интересов кочевников, привело к возникновению ряда проблем. Должностные лица Бийского окружного и Усть-Каменогорского уездного управлений в силу ряда причин не имели возможности выполнять свои функции в подведомственном им районе Бухтарминского края. Поэтому наиболее действенными представителями административной власти в Бухтарминской долине оставались крестьянские волостные старшины и казахские волостные управители, однако, как отмечал военный губернатор, "власть и влияние этих единиц управления слишком слабы для того, чтобы при посредстве их возможно было погашать возникающие на границе беспорядки" .

Чересполосица крестьянских и казахских владений приводила к росту претензий с обеих сторон, к усилению этнической неприязни. Отсутствие на месте представителей административной и судебной власти нередко было причиной самоуправства и самосуда, оканчивающимися жестокими пытками, грабежами и убийствами.

Осложняли этническую ситуацию в регионе и миграции в Бухтарминскую долину казахов - китайских подданных. Так, в августе 1879 г. Усть-Каменогорский уездный начальник сообщал, что казахи Киреевского рода, подвластные Китаю, расположились своими кочевьями около урочища Укок на восточной границе уезда. Эти перекочевки привели к столкновению с пограничными казачьими отрядами, к обострению отношений между русским и казахским населением края.

Определенным решением вопроса об управлении Бухтарминским краем и уменьшения этнической напряженности в регионе, по мнению военного губернатора Семипалатинской области, могло бы стать образование новой административной единицы в виде уезда на следующих условиях.

1. В состав уезда включить четыре казахские волости, расположенные в бассейнах рек Бухтармы, Нарыма и Кучума: Кучумскую, Нарымскую,
Алтайскую и Чингистайскую; Алтайскую казачью станицу и четыре крестьянские волости Бийского округа Томской губернии: Зыряновскую, Бухтарминскую Заводскую, Бухтарминскую Инородную и Нарымскую. При этом все крестьянские волости в полном составе переходят из Томской губернии в Семипалатинскую область.

2. Изменить прохождение границы между Семипалатинской областью и
Томской губернией, при этом границы Алтайского горного округа остаются неприкосновенными, и подтверждается запрет на кочевки казахов на землях округа.

3. Состав уездного управления образовать по штату Усть-Каменогорского уездного управления. Местом пребывания уездного управления назначить станицу Алтайскую или Котон-Карагай. Обязанности чиновников по наблюдению за крестьянским самоуправлением передать в ведение уездного начальника, а все дела, подлежащие ведению губернского и по крестьянским делам присутствия, оставить в областном правлении.
Проекты создания новой административно - территориальной единицы свидетельствовали о коренных переменах в решении "казахской проблемы". Формировался новый подход к регламентации миграционного движения казахов. Основной целью становилось не выселение кочевников с занимаемых ими территорий, а создание и включение административных единиц с большинством казахского населения в административно-территориальную структуру Российской империи.

В первом варианте проекта, предложенного в 1873 г., наряду с вопросом о присоединении крестьянских селений Бухтарминского края к Семипалатинской области, речь шла и о проведении новой границы Алтайского горного округа, по которой от него отчуждалось более 6 тыс. кв. верст земли под кочевки казахов, что было для Кабинета совершенно неприемлемо. Именно несогласие Кабинета на разделение Алтайского горного округа являлось, по мнению семипалатинского губернатора, основным препятствием образования нового уезда. В связи с этим проект 1873 г. об образовании новой административной единицы был отклонен. В новом проекте, по утверждению семипалатинского губернатора, необходимость изменения границ округа отсутствовала в связи с "приисканием в степи пастбищных мест для киргизов кочевавших на землях Горного округа"27. Проектируемое административное присоединение части Алтайского горного округа к Семипалатинской области обуславливалось полной неприкосновенностью юго-восточной границы округа и строгим запрещением казахам кочевать на правой стороне реки Бухтармы. Кабинет и Алтайское горное правление согласились с предложением семипалатинского губернатора на присоединение Бухтарминского края в административно-судебном отношении к Семипалатинской области.

Неоднократно военный губернатор Семипалатинской области обращался к администрации округа разрешить казахам временно кочевать на его территории. Как правило, необходимость временных кочевок была вызвана климатическим фактором: осенние проливные дожди и заморозки покрывали степь коркой льда, лишая тем самым скот возможности добывать травы. В 1880 г. семипалатинский военный губернатор обращался к начальнику Алтайских горных заводов Ю.И. Эйхвальду за разрешением казахам Усть-Каменогорского уезда перекочевать на правую сторону Бухтармы28. Горное правление разрешало казахам в таких случаях перегонять скот, без перекочевки с аулами, на зиму на земли Алтайского округа, при обязательной обратной перекочевке весной. В случае перекочевок ответственность за поведение и действия казахов возлагалась на семипалатинское начальство.

Таким образом, в середине XIX в. происходят значительные изменения в восприятии миграционного движения казахов властными структурами различного уровня. В 1854 г. по Высочайше утвержденному положению Сибирского комитета не причисленным к крестьянским обществам казахам было разрешено проживание на землях казенных селений только по особым срочным билетам и без права ставить юрты. Против данной позиции категорически выступали Кабинет и Алтайский горный округ, которые настаивали на запрещении кочевок казахов на кабинетских землях. В свою очередь, семипалатинские власти и Западно-Сибирское генерал-губернаторство возражали против позиции Кабинета по "казахскому вопросу". Поэтому зачастую вопросы о выселении казахов решались на местном уровне, алтайская администрация своими постановлениями запрещала казахам селиться в горном округе, кочевать около рудников и соляных озер.

Мусульманские восстания в Синьцзяне, свержение власти Цин, еще более осложнили этнополитическую ситуацию в южных районах Алтайского округа, привели к росту неконтролируемой миграции казахов в Китай и из Китая. Обострился "казахский вопрос" в Бухтарминском крае. В течение 1870-х гг. власти Западной Сибири по настоянию Горного округа предприняли несколько попыток по выселению казахов из пределов Алтайского округа, но ни одна из них не была доведена до конца. Только в 1878 г. алтайской администрации удалось выселить на левый берег Иртыша из долины Бухтармы 18000 казахов29. Незаконные перекочевки обостряли этнические конфликты в регионе. Успехи политики России в Казахстане и Средней Азии, приближение ее рубежей к владениям Цинской империи в Центральной Азии вызывали необходимость решения различных межгосударственных вопросов и, в частности, установления русско-китайской границы в Центральной Азии. Несмотря на юридическое оформление границы, в российско-китайских пограничных отношениях было не мало спорных территориальных моментов, которые также осложняли межэтнические отношения. Обострение русско-китайских отношений в начале 60-х гг. XIX в., антицинское восстание в Западном Китае требовали от Кабинета определенных уступок в решении "казахского вопроса".

2.2. Землеустройство казахской диаспоры Алтайского округа в последней четверти XIX - начале XX в.
"Казахский вопрос" - урегулирование миграции казахов на земли Алтайского Горного округа - стоявший перед Кабинетом на протяжении многих десятков лет требовал законодательного оформления. Алтайское Горное Правление по отношению к прикочевавшим казахам по ряду причин занимало крайне негативную позицию, неоднократно ходатайствуя перед Кабинетом о немедленном выселении всех казахов за пределы округа на их прежние кочевья в Семипалатинской области. Эту позицию фактически не поддерживали генерал - губернаторы Западной Сибири. Западно-сибирское генерал-губернаторство не хотело заниматься проблемами Алтайского округа, а зачастую выказывало неприязненное отношение к ним, возможно потому, что территория Алтая юридически составляла частное владение русских царей и доходы с него шли не в казну, а в собственность династии Романовых. Особую позицию в этом вопросе занимали семипалатинские губернские власти, которые не были заинтересованы в возвращении откочевавших казахов на прежние места, уже занятые другими родами. Кроме того, Казахстан, как и Алтайский округ, был активно задействован в миграционных процессах. В последней четверти XIX - начале XX в. началась интенсивная крестьянская колонизация степного Казахстана. Общая численность населения Казахстана с 1870 по 1897 гг. увеличилась на 36,8 %. За это время в Казахстан переселилось и осело около 512 тыс. чел. различных национальностей. Соответственно территории, принадлежавшие в свое время казахам, кочующим в Алтайском округе, оказывались занятыми, и возвращаться им было некуда.

Различные позиции вертикальной и горизонтальной ветвей власти по вопросу о миграции казахов в пределы Алтайского округа долгое время оставляли эту проблему нерешенной.

Кабинет, не проявив должной настойчивости в отстаивании интересов начальства Алтайского округа, и с оговоркам, но фактически дал разрешение на оставление семипалатинских казахов в Алтайском округе, но "только на свободных землях и притом в такой местности, где они, как барантачи и конокрады, не могли бы вредить ни заводскому хозяйству, ни оседлому крестьянскому населению"30.

Несмотря на принимаемые со стороны администрации Алтайского Округа ограничительные меры, число кочующих казахов с каждым годом увеличивалось. Кабинет вынужден был примириться с присутствием казахов на территории Горного ведомства при условии юридического оформления их статуса. Результатом долгих переговоров явились разработанные Комитетом министров и утвержденные Александром II "Правила о дозволении киргизам кочевок на землях Алтайского Горного Округа" от 22 октября 1880 г.31, положившие начало юридическому оформлению казахской диаспоры на Алтае. (Приложение 3).

В процессе подготовки правил Министерство внутренних дел и Министерство Императорского двора предоставили право выбора территории, выделяемой казахам, Алтайскому горному правлению. В 1881 г. границы этого района были закреплены межами. В итоге, площадь предоставляемой казахам части Кулундинской степи составила 876591 десятину 533 сажени. Несмотря на то, что многие из кочевников изъявили желание остаться кочевать в Алтайском горном округе, не все согласились с предложенными администрацией условиями. По данным Главного Управления Западной Сибири в 1877 г. лишь 205 семей заявили о своем намерении остаться на Кулундинской степи, о чем кибитковладельцами были даны подписки. Кроме того, на землях ведомства проживало еще около 700 кибиток. В 1881 г. по вновь собранным сведениям 233 кибитковладельца Сейтеневской волости Семипалатинского уезда и Маралдинской и Уруковской волостей Павлодарского уезда изъявили желание остаться кочевать на Кулундинской степи на предложенных условиях. Однако в феврале 1881 г. военный губернатор Семипалатинской области представил в Горное Правление четыре подписки казахов (Семипалатинского и Павлодарского уездов), согласившихся кочевать в Кулундинской степи с учетом правил, где были заявлены только 181 кибитковладелец.

Горное правление отмежевало для казахских кочевий в 1881 году Кулундинскую степь - район вдоль Семипалатинской границы и левого берега р. Бурлы на юг - до "Северного" бора, на восток - до Кулундинского и Кучукского озер площадью около 900 тыс. десятин.

Хотя в правилах не указывались предполагаемые сроки кочевания казахов в отведенном районе, а лишь говорилось, что они носят "временный" характер, из отношения министра Императорского двора к министру внутренних дел от 14 июля 1873 г. следовало, что кочевка казахов на Кулундинской степи предполагается в виде опыта на срок от 5 до 10 лет. В случае признания Кабинетом присутствия казахов в пределах округа недопустимым, генерал-губернатором Западной Сибири должны быть приняты соответствующие меры к постепенному выселению казахов. За право пользования землями Кулундинского района казахи были обложены сбором в размере 6 руб. с каждой кибитки (4 руб. 50 коп. - в доход Кабинета, 1 руб. 50 коп. - в доход Государственного Казначейства). На отведенном участке казахам было предоставлено право заниматься скотоводством, хлебопашеством и другими сельскохозяйственными видами деятельности, однако казахи не имели права отчуждать земельные угодья третьим лицам, "не принадлежащим их обществу".

Подтверждался запрет на кочевку в лесных дачах. Пользование же лесом казахами должно было осуществляться под надзором местного лесного начальства с платой за строевой и свежерастущий дровяной лес попенных и посаженных денег, а за валежник - с выплатой четвертой части установленной суммы. У казахов, поселившихся на Кулундинской степи, сохранялся существующий порядок внутреннего управления.

В случае нарушения данных правил казахи подлежали обязательному выселению. Согласно "Правилам" казахи, проживающие в других районах округа, подлежали обязательному выселению, допускалось исключение лишь для казахов Кайсандар-Кипчаковской волости, кочевавших по правому берегу р. Бурлы, около оз. Топольного и аулу старшины Кокпектинского приказа Безпакова, численностью 270 душ м.п., кочевавшему вдоль Бийской казачьей линии. Этим последним, "вследствии обнаруженной наклонности к оседлой жизни" разрешалось остаться на занимаемых ими территориях за арендную плату по 40 коп. за десятину.

Принятие данных правил законодательно ограничило кочевья казахов в Алтайском округе, хотя фактически казахи по прежнему продолжали кочевать в различных районах округа. Если в 1881 г. Бийский окружной исправник сообщал, что на Ремовской и Узской степях в окрестностях Локтевского завода и деревни Озерно-Кузнецовой и Лепуновой кочуют до 260 кибиток32, то в 1883 г., когда Правила фактически должны были вступить в силу, Локтевский полицейский пристав в своем рапорте Бийскому окружному исправнику донес, что в окрестностях Локтевского завода на степях Ремовской кочует 284 казахских кибитки, на Узской степи - 116 кибиток, на Соляной степи - 36 кибиток, на Локтевской степи - 91 кибитка, кроме этого в Гадском бору зафиксировано еще 119 кибиток, что в общей сложности составило 646 кибиток. Все без исключения казахи причислены к разным волостям Семипалатинской области и мигрировали в Алтайский округ незаконно, без увольнительных паспортов33. Таким образом, количество самовольно прикочевавших казахов, несмотря на ограничительный характер "Правил" 22 октября 1880 г. не только не уменьшалось, но с каждым годом все более увеличивалось.

Очень остро в округе стояла проблема межэтнических отношений. Одним из проявлений конфликта, существовавшего между оседлым и кочевым населением, были возрастающие с каждым годом объемы воровства и вредительства. По мнению О.В. Воронина, конокрадство являлось неизбежной платой за дешевую рабочую силу . По мнению Усть-Каменогорского уездного начальника, борьба с конокрадством в Бийском округе невозможна, так как "жители ради дешевизны рабочих рук держат у себя киргиз без письменных видов и всякого одобрения от общества" . При расследовании дела о конокрадстве казахами Усть-Каменогорского уезда у жителей с. Красноярское Усть-Каменогорской волости Бийского округа оказалось, что из 96 казахов 75 человек не имели разрешения на кочевку внутри округа, а 21 проживал по просроченным билетам. Причина такого попустительства в отношении казахов видится прежде всего в экономической выгоде местного населения, наряду с которой русские вынуждены были сталкиваться и с растущей этнической неприязнью. Выходом из данной ситуации степной генерал-губернатор считал прежде всего выселение казахов, незаконно мигрировавших в Алтайский округ .

57 Воронин О.В. Межэтнические взаимоотношения в Алтайском регионе России: история и современность. Барнаул, 2004. С.43.
58 ЦГА РК. Ф. 64. On. 1. Д. 491. Л. 5-5 об.59 Там же. Л. 9-9 об.
Значительное влияние на развитие отношений продолжали оказывать и перекочевки казахов в пределы Китая и обратно. Одной из причин, влияющих на усиление этнической напряженности, вызванной незаконной трансграничной миграцией казахов, являлась так называемая прозрачность существующей государственной границы, а также неустойчивость границ казахских кочевий. В своем отчете степной генерал-губернатор отмечал, что китайские казахи зачастую переходят границу и кочуют на русских землях, а русские казахи, в свою очередь, пасут скот на китайских. При этом взаимная перекочевка не вызывала никаких столкновений лишь до тех пор, пока какая либо из сторон не нарушает права другой. При этом, даже малейшие недоразумения приводили к обострению отношений, "начинается вражда, сопровождающаяся отгоном у противников целых табунов лошадей.


Похожие материалы:
Категория: О Новой Бухтарме | Добавил: administrator
Просмотров: 230 | Теги: Алтайского, история, (горного), округа, диаспоры, казанской, формирования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
-->
Категории
Погода
Бухтарма

На неделю

Курс валют
Курсы валют: курс доллара, курс евро
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
ГостиПользователи


Сегодняшние посетители
Вверх